SMP, OMT и т.д. - cui prodest
В связи с разгоревшейся очередной раз холиваром на тему выкупа госдолга ЕЦБ (Зимбабве — не Зимбабве) — захотелось изложить как я думаю.
Прежде всего начать нужно с понимания чисто операционного — что происходит — точно надо это установить.
Разложим это в виде секторальных балансов выделив суверенные государства, ЕЦБ, и rest of the world (все остальные — частный сектор Европы и не Европы, финансовый, не финансовый — не важно, всё в куче — экономика в целом). Также для простоты сделаем допущение, что все транзакции с облигациями проводятся по номиналу — пока не будем учитывать %, дисконты и т.д.
Начальная ситуация выглядит следующим образом
Г (государство) — имеет N обязательств (госдолг)
Е (ЕЦБ) — нейтрален — 0
О (все остальные — rest of the world) — имеют N активов _И_ N денег, выпущенных ранее государством под N обязательств
ЕЦБ выкупает обязательства у всех желающих, кроме государств (покупки на вторичном рынке). Баланс теперь выглядит следующим образом
Г — N обязательств
Е — N активов
О — N+N денег
Вывод №1: баланс у Г НЕ изменился — ЕЦБ не финансировал суверенное правительство (как и утверждал Драги — чистая правда).
То есть эта претензия к нему точно не обоснована.
Вывод №2: у rest of the world денег стало больше ровно на сумму выкупленного.
Тут включается страх гиперинфляции — и раздаются дружные крики — Зимбабве.
Из истории подобных операций (ЕЦБ не изобрел ничего нового) нам, однако, хорошо известно, что почему-то, несмотря на очень большие объемы выкупаемого центробанками у публики добра, гиперинфляция не начинается. Значит надо разобраться почему.
Первый момент — инфляция (рост цен) возникает когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Другими словами — если всем дать денег, но не произвести дополнительный продукт — цены вырастут (MV = PQ, где M — объем денег _в торговом обороте_; V — так называемая «скорость» обращения — в действительности — просто кол-во транзакций с единицей денег; P — цена; Q — объем произведенного товара в натуральном выражении).
Во-первых, кто сказал, что в ответ на увеличение объема денег в обращении, обязательно должна расти P, а не Q?
Иными словами — если сделать так, что новые деньги пошли на создание дополнительной продукции (Q), то цена не вырастет. А что вырастет? Да, ВВП. Но это уже другая история. То есть, если трансмиссия монетарного стимула такова, что ведет к росту производства — инфляции не будет. Но если денежный стимул транслируется непосредственно в дополнительный спрос на который производство не отвечат (например потому что просто не успевает) — несомненно, будет инфляция.
Значит ключевой вопрос в определении возможного эффекта от произведенного действия (выкупа облигаций) — что происходит с этими дополнительными доставшимися rest of the world деньгами, куда и кому они попадают.
Очевидно, что попадают эти дополнительные деньги тем, кто продал облигации ЕЦБ. А чтобы их продать нужно их иметь. То есть, они попадают владельцам облигаций. Основными владельцами облигаций являются банки и фонды (в т. ч. пенсионные). В чем цимус продавать облигацию, которая у тебя есть — ведь ты ее зачем то покупал? Ну, ясно, что смысл в том, чтобы продать подороже, чем купил и получить прибыль. Ну или хотя бы в том, чтобы продать подороже чем рассчитывал продать и зафиксировать убыток меньший, чем мог бы быть.
Промежуточный вывод — владельцы облигаций (банки и фонды, то есть финсектор) получает выгоду от действий ЕЦБ. Следствие — рост котировок акций финсектора — он есть? Да. Значит вывод и логика рассуждений пока правильная.
Дальше. Что банки и фонды могут сделать с полученными деньгами. Они могут на них что-нибудь купить или дать их кому-нибудь в кредит.
Но банки и фонды не покупают колбасу, автомобили и прочие товары широкого потребления, они деньги инвестируют — в финансовые активы. Облигации, акции и т.п. Вывод — будет рост финансовых активов. Он есть? Да. Значит может быть пузырь? Но тут есть нюанс. Финансовые регуляторы, и ЕЦБ в частности, могут ограничить банки и фонды в их стремлении бесконечно скупать финансовые активы, ужесточив правила и требования к собственному капиталу. По правде говоря, любой ЦБ и ЕЦБ тоже, при желании, может добиться, что банки и фонды вообще ничего покупать не смогут. То есть, риск возникновения финансового пузыря полностью контролируем — и если нечто подобное начнет возникать — регулятор (ЕЦБ) имеет все возможности это побороть.
Актуальная же ситуация состоит в том, что у крупнейших европейских банков имеется недостаток собственного капитала по новым требованиям (Базель-3). Поэтому ничего никуда они особо инвестировать не будут, до тех пор, пока собственный капитал к нормам не приведут. Вот надо сначала до этого дойти, а потом уже можно будет бояться пузыря (который, как уже доказано, можно пресечь в любой момент).
Следствие: банки с более высоким собственным капиталом более стабильны и надежны. Доверие к ним должно повыситься. И должно прекратиться бегство вкладчиков. Или хотя бы уменьшиться. Позитив? Да. И именно этого, как мне кажется, добивается ЕЦБ в первую очередь, т. к. состояние банковской системы — это предмет его главной ответственности.
Теперь разберемся с кредитами. Может ли тот факт, что активы банков превратились в кэш, стимулировать их желание кредитовать экономику? Теоретически — да. Но именно желание. А на самом деле, чтобы кого-то кредитовать, нужен заемщик, удовлетворяющим требованиям. И еще к тому же желающий взять кредит. Что мы имеем на текущий момент. Во-первых, население вовсе не стремится брать новые кредиты — им бы со старыми-то расплеваться. Во-вторых, предприятия особо тоже не стремятся брать новые кредиты — у них в загашниках кэша накоплено черт знает сколько и некуда девать. А те, кто стремится взять кредит как правило не удовлетворяют требованиям, поскольку они были ужесточены и продолжают оставаться достаточно жесткими.
Вывод — до тех пор, пока регулятор следит за соблюдением жесткий стандартов по отношению к заемщикам, и до тех пор, пока частный сектор не испытывает особого желания кредитоваться — риск возникновения нового кредитного пузыря минимален. И, опять же, как только какие-то признаки этого будут появляться — никто не мешает пресечь это на корню — еще больше ужесточив требования. Не так ли?
Таким образом — единственным реальным механизмом трансмиссии созданной новой денмассы в экономический оборот является кредитование предприятий и хороших, кредитоспособных частных заемщиков. Зачем предприятия берут кредит? Чтобы расширить производство и увеличить выпуск. То есть, увеличить Q.
Ремарка: то что этот механизм _так работает_ не означает, что им будут пользоваться. Как уже сказано, в реальности, сейчас предприятия не имеют особой потребности в новых кредитах — поэтому этот правильный механизм остается _незадействованным_. И основной эффект от новых денег заключается просто в покупке банками новых финансовых активов. Что, как уже было сказано, очень легко пресечь, если начинает пузырить.
Таким образом
ни гиперинфялция, ни даже просто инфляция от покупки ЕЦБ облигаций на вторичном рынке возникнуть НЕ МОЖЕТ.
Остается последний момент. Г (государства). Баланс которых от деятельности ЕЦБ не меняется. Однако, совершенно ясно, что покупки ЕЦБ гособлигаций на вторичном рынке, если они проводятся в достаточном объеме будут снижать ставки доходностей гособлигаций, облегчать государствам долговое финансирование и стимулировать их к нему.
Сам по себе тот факт, что кому-то удается занять денег под меньший % — вообще-то это хорошо. Позитив. Чем меньше денег на обслуживание долгов будет уходит, тем проще бюджетам, тем меньше дефицит при прочих равных.
Однако, тут возникает страх, что правительства вообще стыд потеряют и будут выпускать сколько угодно облигаций, получать любое количество денег и раздавать направо и налево. Как мы все хорошо знаем, правительства не отличаются способностью к эффективному расходованию средств, склонны к коррупции и совершенно безумным тратам — дают всем, кто откатит.
В ответ на это господа из ЕЦБ предложили conditionality, и на мой взгляд — это самое важное из всего, что было решено сегодня. Теперь роль цепного пса, который будет решать — достаточно ли то или иное правительство ответственно — принадлежит ЕЦБ. Он как Бог будет решать — кому продолжать облегчать доступ к долговому рынку, а кому вообще закрыть. Плохо себя ведешь — получай 20% доходность на свои бонды. Ведь ЕЦБ, у которого будет этих бондов очень, очень много — может в любой момент вывалить их на вторичный рынок обратно. И обвалить к чертовой матери до любого уровня.
То есть, ЕЦБ теперь сможет ВСЁ. Казнить и миловать. Надзирать и наказывать.
Да, это очень большая ответственность. Но это не означает, что ей будут обязательно злоупотреблять. До тех пор, пока ЕЦБ и политики общеевропейского уровня достаточно ответственно подходят к своим обязанностям — бояться нечего. А на самом деле стоит опасаться противоположного — что их требования будут _слишком_ строги, объемы операций слишком малы, чтобы существенно повлиять на ставки, и облегчающий эффект для правительств будет сведен к нулю.
Если же они будут вести себя безответственно и раздавать правительствам бабки направо и налево без всякого контроля, а правительства без всякого контроля направо и налево кому попало — то — да. В этом — и только в этом — случае возникнет инфляция. Возможно, даже гиперинфляция. И Зимбабве. Но тут хотелось бы заметить, что вообще-то, rest of the world, в частности БАНКИ, в настоящей инфляции вовсе не заинтересованы. Они заинтересованы только в инфляции (росте цен) того, чем они владеют — финансовых активов, а не того, на что тратят прибыль их владельцы — товаров. Поэтому при первых же признаках безответственного поведения со стороны правительств или ЕЦБ БАНКИ захотят такое поведение пресечь. А могут ли? Да, могут. Просто перестав продавать ЕЦБ свои облигации и перестав покупать их же у государств.
Но это — имхо — фантастический сценарий, бесконечно далекий от реальности. В реальности и ЕЦБ, и все финансовые власти Европы настолько зашуганы визгами про гиперинфляцию, «понци», «печатание», настолько озабочены снижением дефицитов бюджетов, сокращениями госрасходов, что от них стоит ожидать завышенных требований к правительствам, а вовсе не обратного. Обратного даже и близко нет на горизонте.
А что есть? А есть то, что ЕЦБ под давлением всяких уродов, в основном немецкого происхождения, будет требовать от ПИГСов всё того же — сокращения расходов, увольнений и так далее — и никакого экономического роста не будет, и будет продолжаться всё то же, что и было — постепенное скатывание в дефляционную спираль — только более медленными темпами.
В сухом остатке лишь очевидные выгоды для финсектора — банков, фондов и т.п. — которые от действий ЕЦБ получают преимущества. И именно финсектору нужны все эти вещи — SMP, OMT, и т.д. — и именно под его давлением ЕЦБ все это и делает — не будем забывать про альма матер нынешнего председателя — короче — cui prodest — ищи кому выгодно. И покупай соответствующие акции.
The end.
Прежде всего начать нужно с понимания чисто операционного — что происходит — точно надо это установить.
Разложим это в виде секторальных балансов выделив суверенные государства, ЕЦБ, и rest of the world (все остальные — частный сектор Европы и не Европы, финансовый, не финансовый — не важно, всё в куче — экономика в целом). Также для простоты сделаем допущение, что все транзакции с облигациями проводятся по номиналу — пока не будем учитывать %, дисконты и т.д.
Начальная ситуация выглядит следующим образом
Г (государство) — имеет N обязательств (госдолг)
Е (ЕЦБ) — нейтрален — 0
О (все остальные — rest of the world) — имеют N активов _И_ N денег, выпущенных ранее государством под N обязательств
ЕЦБ выкупает обязательства у всех желающих, кроме государств (покупки на вторичном рынке). Баланс теперь выглядит следующим образом
Г — N обязательств
Е — N активов
О — N+N денег
Вывод №1: баланс у Г НЕ изменился — ЕЦБ не финансировал суверенное правительство (как и утверждал Драги — чистая правда).
То есть эта претензия к нему точно не обоснована.
Вывод №2: у rest of the world денег стало больше ровно на сумму выкупленного.
Тут включается страх гиперинфляции — и раздаются дружные крики — Зимбабве.
Из истории подобных операций (ЕЦБ не изобрел ничего нового) нам, однако, хорошо известно, что почему-то, несмотря на очень большие объемы выкупаемого центробанками у публики добра, гиперинфляция не начинается. Значит надо разобраться почему.
Первый момент — инфляция (рост цен) возникает когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Другими словами — если всем дать денег, но не произвести дополнительный продукт — цены вырастут (MV = PQ, где M — объем денег _в торговом обороте_; V — так называемая «скорость» обращения — в действительности — просто кол-во транзакций с единицей денег; P — цена; Q — объем произведенного товара в натуральном выражении).
Во-первых, кто сказал, что в ответ на увеличение объема денег в обращении, обязательно должна расти P, а не Q?
Иными словами — если сделать так, что новые деньги пошли на создание дополнительной продукции (Q), то цена не вырастет. А что вырастет? Да, ВВП. Но это уже другая история. То есть, если трансмиссия монетарного стимула такова, что ведет к росту производства — инфляции не будет. Но если денежный стимул транслируется непосредственно в дополнительный спрос на который производство не отвечат (например потому что просто не успевает) — несомненно, будет инфляция.
Значит ключевой вопрос в определении возможного эффекта от произведенного действия (выкупа облигаций) — что происходит с этими дополнительными доставшимися rest of the world деньгами, куда и кому они попадают.
Очевидно, что попадают эти дополнительные деньги тем, кто продал облигации ЕЦБ. А чтобы их продать нужно их иметь. То есть, они попадают владельцам облигаций. Основными владельцами облигаций являются банки и фонды (в т. ч. пенсионные). В чем цимус продавать облигацию, которая у тебя есть — ведь ты ее зачем то покупал? Ну, ясно, что смысл в том, чтобы продать подороже, чем купил и получить прибыль. Ну или хотя бы в том, чтобы продать подороже чем рассчитывал продать и зафиксировать убыток меньший, чем мог бы быть.
Промежуточный вывод — владельцы облигаций (банки и фонды, то есть финсектор) получает выгоду от действий ЕЦБ. Следствие — рост котировок акций финсектора — он есть? Да. Значит вывод и логика рассуждений пока правильная.
Дальше. Что банки и фонды могут сделать с полученными деньгами. Они могут на них что-нибудь купить или дать их кому-нибудь в кредит.
Но банки и фонды не покупают колбасу, автомобили и прочие товары широкого потребления, они деньги инвестируют — в финансовые активы. Облигации, акции и т.п. Вывод — будет рост финансовых активов. Он есть? Да. Значит может быть пузырь? Но тут есть нюанс. Финансовые регуляторы, и ЕЦБ в частности, могут ограничить банки и фонды в их стремлении бесконечно скупать финансовые активы, ужесточив правила и требования к собственному капиталу. По правде говоря, любой ЦБ и ЕЦБ тоже, при желании, может добиться, что банки и фонды вообще ничего покупать не смогут. То есть, риск возникновения финансового пузыря полностью контролируем — и если нечто подобное начнет возникать — регулятор (ЕЦБ) имеет все возможности это побороть.
Актуальная же ситуация состоит в том, что у крупнейших европейских банков имеется недостаток собственного капитала по новым требованиям (Базель-3). Поэтому ничего никуда они особо инвестировать не будут, до тех пор, пока собственный капитал к нормам не приведут. Вот надо сначала до этого дойти, а потом уже можно будет бояться пузыря (который, как уже доказано, можно пресечь в любой момент).
Следствие: банки с более высоким собственным капиталом более стабильны и надежны. Доверие к ним должно повыситься. И должно прекратиться бегство вкладчиков. Или хотя бы уменьшиться. Позитив? Да. И именно этого, как мне кажется, добивается ЕЦБ в первую очередь, т. к. состояние банковской системы — это предмет его главной ответственности.
Теперь разберемся с кредитами. Может ли тот факт, что активы банков превратились в кэш, стимулировать их желание кредитовать экономику? Теоретически — да. Но именно желание. А на самом деле, чтобы кого-то кредитовать, нужен заемщик, удовлетворяющим требованиям. И еще к тому же желающий взять кредит. Что мы имеем на текущий момент. Во-первых, население вовсе не стремится брать новые кредиты — им бы со старыми-то расплеваться. Во-вторых, предприятия особо тоже не стремятся брать новые кредиты — у них в загашниках кэша накоплено черт знает сколько и некуда девать. А те, кто стремится взять кредит как правило не удовлетворяют требованиям, поскольку они были ужесточены и продолжают оставаться достаточно жесткими.
Вывод — до тех пор, пока регулятор следит за соблюдением жесткий стандартов по отношению к заемщикам, и до тех пор, пока частный сектор не испытывает особого желания кредитоваться — риск возникновения нового кредитного пузыря минимален. И, опять же, как только какие-то признаки этого будут появляться — никто не мешает пресечь это на корню — еще больше ужесточив требования. Не так ли?
Таким образом — единственным реальным механизмом трансмиссии созданной новой денмассы в экономический оборот является кредитование предприятий и хороших, кредитоспособных частных заемщиков. Зачем предприятия берут кредит? Чтобы расширить производство и увеличить выпуск. То есть, увеличить Q.
Ремарка: то что этот механизм _так работает_ не означает, что им будут пользоваться. Как уже сказано, в реальности, сейчас предприятия не имеют особой потребности в новых кредитах — поэтому этот правильный механизм остается _незадействованным_. И основной эффект от новых денег заключается просто в покупке банками новых финансовых активов. Что, как уже было сказано, очень легко пресечь, если начинает пузырить.
Таким образом
ни гиперинфялция, ни даже просто инфляция от покупки ЕЦБ облигаций на вторичном рынке возникнуть НЕ МОЖЕТ.
Остается последний момент. Г (государства). Баланс которых от деятельности ЕЦБ не меняется. Однако, совершенно ясно, что покупки ЕЦБ гособлигаций на вторичном рынке, если они проводятся в достаточном объеме будут снижать ставки доходностей гособлигаций, облегчать государствам долговое финансирование и стимулировать их к нему.
Сам по себе тот факт, что кому-то удается занять денег под меньший % — вообще-то это хорошо. Позитив. Чем меньше денег на обслуживание долгов будет уходит, тем проще бюджетам, тем меньше дефицит при прочих равных.
Однако, тут возникает страх, что правительства вообще стыд потеряют и будут выпускать сколько угодно облигаций, получать любое количество денег и раздавать направо и налево. Как мы все хорошо знаем, правительства не отличаются способностью к эффективному расходованию средств, склонны к коррупции и совершенно безумным тратам — дают всем, кто откатит.
В ответ на это господа из ЕЦБ предложили conditionality, и на мой взгляд — это самое важное из всего, что было решено сегодня. Теперь роль цепного пса, который будет решать — достаточно ли то или иное правительство ответственно — принадлежит ЕЦБ. Он как Бог будет решать — кому продолжать облегчать доступ к долговому рынку, а кому вообще закрыть. Плохо себя ведешь — получай 20% доходность на свои бонды. Ведь ЕЦБ, у которого будет этих бондов очень, очень много — может в любой момент вывалить их на вторичный рынок обратно. И обвалить к чертовой матери до любого уровня.
То есть, ЕЦБ теперь сможет ВСЁ. Казнить и миловать. Надзирать и наказывать.
Да, это очень большая ответственность. Но это не означает, что ей будут обязательно злоупотреблять. До тех пор, пока ЕЦБ и политики общеевропейского уровня достаточно ответственно подходят к своим обязанностям — бояться нечего. А на самом деле стоит опасаться противоположного — что их требования будут _слишком_ строги, объемы операций слишком малы, чтобы существенно повлиять на ставки, и облегчающий эффект для правительств будет сведен к нулю.
Если же они будут вести себя безответственно и раздавать правительствам бабки направо и налево без всякого контроля, а правительства без всякого контроля направо и налево кому попало — то — да. В этом — и только в этом — случае возникнет инфляция. Возможно, даже гиперинфляция. И Зимбабве. Но тут хотелось бы заметить, что вообще-то, rest of the world, в частности БАНКИ, в настоящей инфляции вовсе не заинтересованы. Они заинтересованы только в инфляции (росте цен) того, чем они владеют — финансовых активов, а не того, на что тратят прибыль их владельцы — товаров. Поэтому при первых же признаках безответственного поведения со стороны правительств или ЕЦБ БАНКИ захотят такое поведение пресечь. А могут ли? Да, могут. Просто перестав продавать ЕЦБ свои облигации и перестав покупать их же у государств.
Но это — имхо — фантастический сценарий, бесконечно далекий от реальности. В реальности и ЕЦБ, и все финансовые власти Европы настолько зашуганы визгами про гиперинфляцию, «понци», «печатание», настолько озабочены снижением дефицитов бюджетов, сокращениями госрасходов, что от них стоит ожидать завышенных требований к правительствам, а вовсе не обратного. Обратного даже и близко нет на горизонте.
А что есть? А есть то, что ЕЦБ под давлением всяких уродов, в основном немецкого происхождения, будет требовать от ПИГСов всё того же — сокращения расходов, увольнений и так далее — и никакого экономического роста не будет, и будет продолжаться всё то же, что и было — постепенное скатывание в дефляционную спираль — только более медленными темпами.
В сухом остатке лишь очевидные выгоды для финсектора — банков, фондов и т.п. — которые от действий ЕЦБ получают преимущества. И именно финсектору нужны все эти вещи — SMP, OMT, и т.д. — и именно под его давлением ЕЦБ все это и делает — не будем забывать про альма матер нынешнего председателя — короче — cui prodest — ищи кому выгодно. И покупай соответствующие акции.
The end.
Код для вставки в блог
6 сентября 2012, 23:46
Прежде всего начать нужно с понимания чисто операционного — что происходит — точно надо это установить.
Разложим это в виде секторальных балансов выделив суверенные государства, ЕЦБ, и rest of the world (все остальные — частный сектор Европы и не Европы, финансовый, не финансовый — не важно, всё в куче — экономика в целом). Также для простоты сделаем допущение, что все транзакции с облигациями проводятся по номиналу — пока не будем учитывать %, дисконты и т.д.
Начальная ситуация выглядит следующим образом
Г (государство) — имеет N обязательств (госдолг)
Е (ЕЦБ) — нейтрален — 0
О (все остальные — rest of the world) — имеют N активов _И_ N денег, выпущенных ранее государством под N обязательств
ЕЦБ выкупает обязательства у всех желающих, кроме государств (покупки на вторичном рынке). Баланс теперь выглядит следующим образом
Г — N обязательств
Е — N активов
О — N+N денег
Вывод №1: баланс у Г НЕ изменился — ЕЦБ не финансировал суверенное правительство (как и утверждал Драги — чистая правда).
То есть эта претензия к нему точно не обоснована.
Вывод №2: у rest of the world денег стало больше ровно на сумму выкупленного.
Тут включается страх гиперинфляции — и раздаются дружные крики — Зимбабве.
Из истории подобных операций (ЕЦБ не изобрел ничего нового) нам, однако, хорошо известно, что почему-то, несмотря на очень большие объемы выкупаемого центробанками у публики добра, гиперинфляция не начинается. Значит надо разобраться почему.
Первый момент — инфляция (рост цен) возникает когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Другими словами — если всем дать денег, но не произвести дополнительный продукт — цены вырастут (MV = PQ, где M — объем денег _в торговом обороте_; V — так называемая «скорость» обращения — в действительности — просто кол-во транзакций с единицей денег; P — цена; Q — объем произведенного товара в натуральном выражении).
Во-первых, кто сказал, что в ответ на увеличение объема денег в обращении, обязательно должна расти P, а не Q?
Иными словами — если сделать так, что новые деньги пошли на создание дополнительной продукции (Q), то цена не вырастет. А что вырастет? Да, ВВП. Но это уже другая история. То есть, если трансмиссия монетарного стимула такова, что ведет к росту производства — инфляции не будет. Но если денежный стимул транслируется непосредственно в дополнительный спрос на который производство не отвечат (например потому что просто не успевает) — несомненно, будет инфляция.
Значит ключевой вопрос в определении возможного эффекта от произведенного действия (выкупа облигаций) — что происходит с этими дополнительными доставшимися rest of the world деньгами, куда и кому они попадают.
Очевидно, что попадают эти дополнительные деньги тем, кто продал облигации ЕЦБ. А чтобы их продать нужно их иметь. То есть, они попадают владельцам облигаций. Основными владельцами облигаций являются банки и фонды (в т. ч. пенсионные). В чем цимус продавать облигацию, которая у тебя есть — ведь ты ее зачем то покупал? Ну, ясно, что смысл в том, чтобы продать подороже, чем купил и получить прибыль. Ну или хотя бы в том, чтобы продать подороже чем рассчитывал продать и зафиксировать убыток меньший, чем мог бы быть.
Промежуточный вывод — владельцы облигаций (банки и фонды, то есть финсектор) получает выгоду от действий ЕЦБ. Следствие — рост котировок акций финсектора — он есть? Да. Значит вывод и логика рассуждений пока правильная.
Дальше. Что банки и фонды могут сделать с полученными деньгами. Они могут на них что-нибудь купить или дать их кому-нибудь в кредит.
Но банки и фонды не покупают колбасу, автомобили и прочие товары широкого потребления, они деньги инвестируют — в финансовые активы. Облигации, акции и т.п. Вывод — будет рост финансовых активов. Он есть? Да. Значит может быть пузырь? Но тут есть нюанс. Финансовые регуляторы, и ЕЦБ в частности, могут ограничить банки и фонды в их стремлении бесконечно скупать финансовые активы, ужесточив правила и требования к собственному капиталу. По правде говоря, любой ЦБ и ЕЦБ тоже, при желании, может добиться, что банки и фонды вообще ничего покупать не смогут. То есть, риск возникновения финансового пузыря полностью контролируем — и если нечто подобное начнет возникать — регулятор (ЕЦБ) имеет все возможности это побороть.
Актуальная же ситуация состоит в том, что у крупнейших европейских банков имеется недостаток собственного капитала по новым требованиям (Базель-3). Поэтому ничего никуда они особо инвестировать не будут, до тех пор, пока собственный капитал к нормам не приведут. Вот надо сначала до этого дойти, а потом уже можно будет бояться пузыря (который, как уже доказано, можно пресечь в любой момент).
Следствие: банки с более высоким собственным капиталом более стабильны и надежны. Доверие к ним должно повыситься. И должно прекратиться бегство вкладчиков. Или хотя бы уменьшиться. Позитив? Да. И именно этого, как мне кажется, добивается ЕЦБ в первую очередь, т. к. состояние банковской системы — это предмет его главной ответственности.
Теперь разберемся с кредитами. Может ли тот факт, что активы банков превратились в кэш, стимулировать их желание кредитовать экономику? Теоретически — да. Но именно желание. А на самом деле, чтобы кого-то кредитовать, нужен заемщик, удовлетворяющим требованиям. И еще к тому же желающий взять кредит. Что мы имеем на текущий момент. Во-первых, население вовсе не стремится брать новые кредиты — им бы со старыми-то расплеваться. Во-вторых, предприятия особо тоже не стремятся брать новые кредиты — у них в загашниках кэша накоплено черт знает сколько и некуда девать. А те, кто стремится взять кредит как правило не удовлетворяют требованиям, поскольку они были ужесточены и продолжают оставаться достаточно жесткими.
Вывод — до тех пор, пока регулятор следит за соблюдением жесткий стандартов по отношению к заемщикам, и до тех пор, пока частный сектор не испытывает особого желания кредитоваться — риск возникновения нового кредитного пузыря минимален. И, опять же, как только какие-то признаки этого будут появляться — никто не мешает пресечь это на корню — еще больше ужесточив требования. Не так ли?
Таким образом — единственным реальным механизмом трансмиссии созданной новой денмассы в экономический оборот является кредитование предприятий и хороших, кредитоспособных частных заемщиков. Зачем предприятия берут кредит? Чтобы расширить производство и увеличить выпуск. То есть, увеличить Q.
Ремарка: то что этот механизм _так работает_ не означает, что им будут пользоваться. Как уже сказано, в реальности, сейчас предприятия не имеют особой потребности в новых кредитах — поэтому этот правильный механизм остается _незадействованным_. И основной эффект от новых денег заключается просто в покупке банками новых финансовых активов. Что, как уже было сказано, очень легко пресечь, если начинает пузырить.
Таким образом
ни гиперинфялция, ни даже просто инфляция от покупки ЕЦБ облигаций на вторичном рынке возникнуть НЕ МОЖЕТ.
Остается последний момент. Г (государства). Баланс которых от деятельности ЕЦБ не меняется. Однако, совершенно ясно, что покупки ЕЦБ гособлигаций на вторичном рынке, если они проводятся в достаточном объеме будут снижать ставки доходностей гособлигаций, облегчать государствам долговое финансирование и стимулировать их к нему.
Сам по себе тот факт, что кому-то удается занять денег под меньший % — вообще-то это хорошо. Позитив. Чем меньше денег на обслуживание долгов будет уходит, тем проще бюджетам, тем меньше дефицит при прочих равных.
Однако, тут возникает страх, что правительства вообще стыд потеряют и будут выпускать сколько угодно облигаций, получать любое количество денег и раздавать направо и налево. Как мы все хорошо знаем, правительства не отличаются способностью к эффективному расходованию средств, склонны к коррупции и совершенно безумным тратам — дают всем, кто откатит.
В ответ на это господа из ЕЦБ предложили conditionality, и на мой взгляд — это самое важное из всего, что было решено сегодня. Теперь роль цепного пса, который будет решать — достаточно ли то или иное правительство ответственно — принадлежит ЕЦБ. Он как Бог будет решать — кому продолжать облегчать доступ к долговому рынку, а кому вообще закрыть. Плохо себя ведешь — получай 20% доходность на свои бонды. Ведь ЕЦБ, у которого будет этих бондов очень, очень много — может в любой момент вывалить их на вторичный рынок обратно. И обвалить к чертовой матери до любого уровня.
То есть, ЕЦБ теперь сможет ВСЁ. Казнить и миловать. Надзирать и наказывать.
Да, это очень большая ответственность. Но это не означает, что ей будут обязательно злоупотреблять. До тех пор, пока ЕЦБ и политики общеевропейского уровня достаточно ответственно подходят к своим обязанностям — бояться нечего. А на самом деле стоит опасаться противоположного — что их требования будут _слишком_ строги, объемы операций слишком малы, чтобы существенно повлиять на ставки, и облегчающий эффект для правительств будет сведен к нулю.
Если же они будут вести себя безответственно и раздавать правительствам бабки направо и налево без всякого контроля, а правительства без всякого контроля направо и налево кому попало — то — да. В этом — и только в этом — случае возникнет инфляция. Возможно, даже гиперинфляция. И Зимбабве. Но тут хотелось бы заметить, что вообще-то, rest of the world, в частности БАНКИ, в настоящей инфляции вовсе не заинтересованы. Они заинтересованы только в инфляции (росте цен) того, чем они владеют — финансовых активов, а не того, на что тратят прибыль их владельцы — товаров. Поэтому при первых же признаках безответственного поведения со стороны правительств или ЕЦБ БАНКИ захотят такое поведение пресечь. А могут ли? Да, могут. Просто перестав продавать ЕЦБ свои облигации и перестав покупать их же у государств.
Но это — имхо — фантастический сценарий, бесконечно далекий от реальности. В реальности и ЕЦБ, и все финансовые власти Европы настолько зашуганы визгами про гиперинфляцию, «понци», «печатание», настолько озабочены снижением дефицитов бюджетов, сокращениями госрасходов, что от них стоит ожидать завышенных требований к правительствам, а вовсе не обратного. Обратного даже и близко нет на горизонте.
А что есть? А есть то, что ЕЦБ под давлением всяких уродов, в основном немецкого происхождения, будет требовать от ПИГСов всё того же — сокращения расходов, увольнений и так далее — и никакого экономического роста не будет, и будет продолжаться всё то же, что и было — постепенное скатывание в дефляционную спираль — только более медленными темпами.
В сухом остатке лишь очевидные выгоды для финсектора — банков, фондов и т.п. — которые от действий ЕЦБ получают преимущества. И именно финсектору нужны все эти вещи — SMP, OMT, и т.д. — и именно под его давлением ЕЦБ все это и делает — не будем забывать про альма матер нынешнего председателя — короче — cui prodest — ищи кому выгодно. И покупай соответствующие акции.
The end.
lost
kmaksimov
lost
kmaksimov
На депозиты сейчас, при нулевой ставке, не такой ажиотаж размещаться будет… по крайней мере не как раньше.
Может они тоже подумывали про Бенин вариант с изменением кривой доходности? Хотя чего в Европе менять…
lost
раз он до 3 леток выкупать будет — сплющится там
а почему не аналог куе? в точности куе и есть. ерунда все это про стерилизацию. то же самое, только другими словами названное. в штатах это «избыточные резервы» называется. — то же самое абсолютно.
насчет депозитов — ну у банков выбор — либо на депозиты размещать, либо на текущем счете в ецб оставлять — второе сейчас им просто дешевле по издержкам — там всё и лежит и никуда не идёт — идти то некуда — чего «стерилизовать» — я не знаю. вот если потечёт — ну тогда да, стоит озаботиться. по факту.
ецб надо просто быть готовым к этому, как и фрс, но заранее то зачем. будет — примут меры.
kmaksimov
lost
испания 3летки 3.7%
италия 2.9%
португалия 4.6%
греция… ну тут лучше просто промолчать
другое дело что они заставляют пр-ва тем самым
сокращать дюрацию долга
не уверен, хорошо ли это
kmaksimov
Про дюрацию сейчас толкового ничего не приходит в голову. Навскидку (даже интуитивно) — не особо хорошо.
lost
но с другой стороны — а как планировать то что-то на 10-15 летние горизонты… ну не знаю в общем… не понятно
lost
я вот честно разницы то особо не вижу — под 2% размещать новый долг или под 4% — если ты все равно и старый то отдать не можешь потому что у тя экономика загибается и набрано его выши крыши.
поэтому все это пустой звук совершенно по моему
до тех пор пока они заняты затягиванием поясов на скелетах
а не стимулированием реального роста
ну хоть банки вырастут чо. с паршивой овцы…
lost
прошу заметить, что вся эта шняга не нуждается ни в ESM, ни в EFSF
наполняемых из денег преимущественно немецких налогоплательщиков
вот эти два образования — реальное зло — и они нахрен не нужны — а что нужно — нужно ответственный регулятор, жесткие, но разумные, стандарты — и выкупать облигации, сбивая доходность. и ещё нужны нормальные правительства, которые думают о том, за счет чего будет расти экономика и создаваться рабочие места и делают это, а не фигней занимаются.
Moonsorrow
Многабукав осилил, осмысливаю ))) спсб!
aryazanov
RadioHead
Ин Лост ви траст в общем.
Там Маришка трындел еще про условия-обязательства, которые должны обобрить локал праительства и может парламенты. Так что не так просто будет получить морковку. Мутно все. Завтра наверно расчухают.
Не знаю, что за условия, но думаю неприятные. Погромы будут ))))))
torvick
Похож, Венгрия уже прореагировала, правда, и в другом месте…
— «Условия МВФ и ЕС неприемлемы для Венгрии, заявляет премьер-министр. Напомним, в списке требований МВФ и Евросоюза к венгерской власти — сокращение пенсий, а также отмена налога на банки...»
Pulse
ForceMAjor
мои скромные пять копек: опасения предпоследнего абзаца — это имхо временно. постепенно, пропорционально загибанию ввп еврозоны вниз, количество сторонников austerity будет уменьшаться, а количество сторонников роста расходов будет расти.
ну и закроем на этом тему еврозоны ) пока какая-нить финляндия или словакия не запросится на выход.
lost
ForceMAjor
olegbogdanov
Что-то как-то я сомневаюсь в стабильности системы построенной на бюрократическом субьективизме. По-мне (глобально, стратегически) лучше старые догмы — расходы должны соответствовать доходам, деньги «печатать» (финансировать цб госдолг) нельзя, высокая инфляция и дефляция — зло, мясо вредно и т.д)…
lost
так и тут. поставили целью сократить расходы — сократили. и что? доходов то не прибавилось. долги платить как было не с чего, так и остается не с чего.
видимо правильная цель — это все таки не сокращение расходов — а повышение эффективности расходов.
olegbogdanov
olegbogdanov
lost
главное чтобы и то и другое дополнительно производилось в должном объеме, а так — в каждой избушке свои погремушки — у кого-то айпады, у кого-то пылесосы, у кого-то золотые побрякушки)
а как сделать — ну, например, производства открывать на новые деньги. в греции. в испании. налоговый режим благоприятный сделать, чтоб туда производства переносить выгодно было. и т.п.
olegbogdanov
lost
так и с греками. точки роста надо найти просто.
olegbogdanov
Salustro
Amenhotep
и по существу: есть такое ненавистное для котов и в меньшей степени кошек слово«стерилизация». Был даже такой любитель у нас в правительстве который любил это дело, правда не в отношении котов, а нашей деньгИ. так вот, чтобы не было инфляции, то есть котят меньше… ой… я не о том!
Чтобы стерилизовать лишнюю массу денег созданных «ex ingilo» их ЕЦБ направляет на увеличение капитала банков, там они и оседают. Еще один путь, который ЕЦБ по большому счету не контролирует — направить эти денежки на спекулятивные рынки. Нефть, металлы, акции и т. д. Со всеми вытекающими последствиями описанными в учебниках.
lost
qui I и quis I.
lost
Amenhotep
Knight
Три вопроса:
1) Когда ЕЦБ начинает выкуп?
2)При каких условиях ЕЦБ начинает выкуп?
3) Кто будет формировать эти условия?
Честно говоря, я не нашёл ответы на эти вопросы в выступлении Марио.
Да, ещё ремарка по поводу великого блага от снижения доходности облиг по хрюшкам,-при сохранении дефицита бюджетов (а куда он денется при нынешней монетарной политике всепрощения:) номинальный долг будет рости практически теме же темпами, что и до интервенций, ну может угол наклона экспоненты чуток уменьшится. Есть сиюминутная выгода, хрюшкам легче будет занимать, но это до следующего массового осознания невозвратности их долга.Короче, очередная доза и ничего более. Ну и по банкам,- при повальной национализации банков у пигсов я не вижу разницы, кто получает деньги от ЕЦБ банки или само государство, те же яйца, только вид сбоку:)
А за топик +1 конечно.
lost
на вопросы ответов нет — видимо они еще не решили — теперь по своему обыкновению месяца 3 пообсуждают, поспорят, за это время как раз что-нибудь опять накроется медным тазом — )) ну короче как обычно
Knight
Короче, я разумею, шо Марио поставили исключительно для загона лтро в стоки, и окешивания голдманитов и прочей шушеры околофрсной.
ForceMAjor
Knight
lost
lost
ole0510
Knight
olegbogdanov
ForceMAjor
lost
lost
объясни мне, пожалуйста, в чем разница между германией у которой госдолг к ввп 85%
и испанией у которой госдолг к ВВП около 70%?
либо тогда надо признать что германия тоже в состоянии «перманентного дефолта»
и просто нагло пользуется своими политическими преимуществами, постоянно рефинансируя свой долг под 0% благодаря запугиванию публики по поводу испании
(обычно эту претензию предъявляют почему-то США, в то время как настоящий вор с другой сторны)
либо признать, что не все пигсы в состоянии «перманентного дефолта».
Knight
На мой взгляд важен дефицит бюджета и доха бондов, ну и политический и экономический потенциал.
У немцев дефицит сейчас меньше 1% к ВВП, у Испании больше 9%, соответствующий этому и спред по дохам. Про потенциал я умолчу, тут и так всё понятно.
lost
lost
lost
Knight
Вон в США дефицит бюджета те же 9% от ВВП что и у Испании, и это при мизерной доли в этом дефиците статьи на обслуживание долга, и долг к ВВП у них 100 с лихуем процентов.Вот они и доят весь мир, так как они гыгымоны и хозяева станка.
lost
я так думаю — надо прекращать это. всем из зоны евро выходить, и тогда станет ясно — кто чего на самом деле стоит — а дисбалансы будут выравниваться как раньше — курсами свободно обращающихся валют. и всё.
lost
а то — тут мы вам цену повысит не дадит, а тут мы вам демпинговать не дадим.
да пошли ка.
даешь свободный рынок.
поглядим тогда у кого яйца крепче.
Knight
Да не пропадут они на свободном рынке, мифы всё это.
lost
насчет оборудования и машин — все течет все меняется. их будет очень активно вытеснять южная корея, япония, да и штаты с китаем не подведут.
lost
наверное она был бы похожа на рожу олланда, когда тому сказали, что пежо завод ситроен
крупнейший во франции закрывает и 10 тыщ чел на улицу — потому что семью пежо достали «социальные обязательства» — им прибыль получать хочется — и они рабочую силу найдут там где она поменьше выпендривается.
Gansik
lost
Pulse
Gansik
lost
Knight
перенос производств нерентабельных, да и Меркель переживут, не сомневайся:)))
lost
я согласен — крепкая валюта замечательно — для тех кто умеет и готов этим пользоваться
как Штаты или Япония — и я вообще считаю, что лучше вообще ничего не делать и всё просто импортировать — пусть другие работают.
но немцы так почему то не считают — они фанатично на экспорт ориентированы — и на малый и средний бизнес — и то и другое в случае крепкой валюты и отсутствия торговых ограничений загнется стопудово. может ли немецкий малый и средний бизнес конкурировать с китайским? для которого «малый» — это как полгермании.
Knight
Ладно, заболтался я с вами, вон смотрю фигвамовцы на нервах изошлись, минусы лепят:)
Лост, очень приятно было с тобой общаться на этом ресурсе, всех тебе благ и удачи по жизни.
В гостях хорошо, а дома лучше…
Бывайте здоровы!
lost
а самый какой ни на есть нерыночной — это что ШЦБ сделал — фигакс — взяли и курс зафиксировали — обалдеть, вот тебе и free trade.
просто у них торговый баланс начал течь и экспортеры заныли — вот и все. я кстати думаю что население само этим не особо то довольно — плохо ли им было дешевый импорт покупать — а теперь подорожало — и нафига спрашивается.
reader
у EЦБ хватит денег?
olegbogdanov
центробанком отодвинул перспективу обращения за
стабилизационными кредитами, заявил премьер-министр Италии Марио
Монти, который вслед за своим испанским коллегой Мариано Рахоем
пытается обойтись без помощи извне.
“В слове ‘помощь’ теперь меньше драматизма, — заявил вчера
на пресс-конференции в Риме Монти. — У Европейского союза теперь
есть способы, которые следует использовать на определенных
условиях и в интересах всех, чтобы противостоять”
безосновательному росту стоимости заимствований, сказал он.
Knight
olegbogdanov
lost
и гилтам
olegbogdanov
Pulse
Hudozhnik
Pulse
agentCuper
большое спасибо!